Архитектурная страница

Гефсиманский скит

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Гефсиманский скит: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом (пока пусто)

    .

    Источник: Иг. Харитон (Дунаев). Поездка на освобожденный от большевиков Валаам 19 октября 1941 г. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943. — СПб., СПВМ, 2006. — 320 с.
  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    В небольшой деревянной часовне Гефсиманского скита была когда-то только одна икона, изображавшая Моление о чаше. Часовня, рубленая из брусьев и обшитая тесом, построена в стиле деревянных церквей Средней Руси. Она украшена сквозной резьбой, примечателен резной орнамент над входом, на колонках, пилястрах на углах. На восьмигранной "шее" — луковичная главка.

    Первоначально у дороги, ведущей в монастырь, построили деревянную часовню. В 1911 г. она была расширена за счет пристройки алтаря и обращена в церковь. План деревянной Успенской Церкви, как и часовни, рубленной из бруса и обшитой тесом, напоминает план Воскресенского храма. С запада к церкви примыкает трехъярусная колокольня традиционного типа "восьмерик на четверике" (восьмигранник, где находились колокола, на четырехграннике). У входа — крыльцо на колонках с "глухой" резьбой, с висячими гирьками, пришедшими из каменного зодчества. К прямоугольной в плане церкви пристроен пятигранный алтарь. Центральная глава имеет "древнерусское" шатровое завершение о луковичной главкой, четыре боковые главки находятся на коньках двускатных крыш. Успенская церковь имеет самое сложное декоративное убранство среди всех деревянных построек на Валааме. Здесь и пилястры по углам здания, и карниз с накладным резным орнаментом, и наличники окон с килевидным завершением, и арочки, колонки и прямоугольные зубцы -"сухарики" на центральной главе и колокольне. Во славу Божию трудились безвестные валаамские мастера.

    За церковью, среди пихт, два рубленых и обшитых тесом келейных корпуса для братии (здесь жило 8-10 человек). Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте — самой спокойной на Валааме. Берега ее замечательно красивы. Сюда прибывали тысячи паломников на судах из Петербурга. И здесь, как и в Никольском скиту, установлен поклонный крест.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    У подножия Елеонской горы был разбит сад, высажены пихтовые аллеи, посажена небольшая роща широколист­венных деревьев (дуб, ясень, клен, липа), кусты сирени, в саду построена церковь во имя Успения богоматери, а на вершине Елеонской горы часовня Вознесения.

    ...Церковь Успения Богоматери является композиционным и смысло­вым центром Гефсиманского скита. Автор постройки неизвестен. Известно однако, что в начале XX века, оче­видно в 1906 году, здесь была поставлена деревянная часовня, которая в 1911 году была перестроена, расшире­на и превращена в церковь. Это четырехгранный прямо­угольный в плане объем с ризалитами в центральной части. С западной стороны к нему примыкает двухъярусная колокольня, поставленная на четверик тра­пезной. Первый ярус колокольни — четверик, осве­щенный с запада и с востока, второй, ярус звона,— восьмерик с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. С восточной стороны церковь завер­шается пятистенной алтарной апсидой. Вход в церковь решен в виде открытого крыльца на четырех парах дере­вянных колонок, несущих двускатную кровлю. Церковь пятиглавая. На пересечении основного объема с ризали­том поставлен центральный восьмигранный световой ба­рабан, завершенный восьмигранным шатром с луковичной главкой на восьмигранной шее. Остальные четыре гла­вы, тоже луковичные, поставлены на фронтонах ризали­та и коньке кровли основного объема. Колокольня за­вершена восьмигранным шатром с луковичной главкой.

    Церковь рублена из бруса в «лапу» и обшита профи­лированной доской. По планировочным особенностям она относится к клетскому типу церквей, характерному для русского северного деревянного зодчества.

    Декоративным убранством фасадов церкви является главным образом накладная резьба: она украшает фриз, колонки крыльца, оконные проемы. Пилястры, подчерки­вающие утлы всех объемов церкви, завершены декора­тивными резными кронштейнами. Однако это не тради­ционная для севера пропильная резьба (вспомните причелины, полотенца Кижских церквей), а объемная, ха­рактерная для центральных губерний России. Здесь ска­залось то обстоятельство, что строить на Валаам съезжа­лись артели плотников из разных областей, они несли свои обычаи и традиции, свой опыт.

    Для деревянных церквей, строившихся во второй поло­вине XIX — начале XX века, характерен отход от традиций и приемов народного деревянного зодчества, санкциони­рованный царским правительством и синодом. Повсе­местно появилось множество деревянных церквей, обши­тых снаружи и изнутри тесом «под камень». Строгие окна, сберегающие тепло внутренних помещений, заме­няются «итальянскими» полуциркульными, а массивные двери, вытесанные из одной плахи,— легкими двуствор­чатыми филенчатыми дверьми с остеклением. Тесовые кровли и лемех глав уступают место кровельному железу. К обшитым срубам добавляются классические портики, пилястры, арки. Мощные, устремленные ввысь шатры либо исчезают вовсе, уступая место пятиглавию, либо маскируются — приниженный невысокий шатер допол­няется четырьмя небольшими главами над срубом.

    Все эти характерные особенности можно увидеть и в Успенской церкви, и в других деревянных культо­вых постройках Валаамского монастыря.

    Чуть южнее церкви среди деревьев стоит маленькая деревянная часовня, решенная в одном стиле с церковью Успения. Их объединяет и конструктивное решение — часовня рублена в «лапу» из бруса и обшита тесом, и декоративное убранство, и цвет стен. Обе постройки окрашены желтой краской, у обеих зеленая кровля.

    …В Гефсиманском саду одновременно с Успенской церковью были построены два келейных корпуса, в ко­торых обитало 8—10 человек скитской братии. Это обыч­ные деревянные рубленные из бруса дома. Стены домов обшиты тесом, кровля скрыта еловой дранью. Эти сугу­бо функциональные постройки, лишенные каких-либо архитектурных декоративных украшений, подчеркивают доминирующее положение Успенской церкви в комплексе скитских построек.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы

    Мы спустились к мосту через глубокий овраг. На другом берегу оврага опять церковь, небольшая, деревянная.
    — Гефсимания. Раньше тоже тут скит был, а теперь в запустении. В том здании финны солдаты живут, артиллеристы.
    «Мир» вошел-таки на Валаам: что делать! Ведь советская граница, по воде Ладоги, в каких-нибудь двадцати верстах.
    Мы зашли в церковь, благоухающую кипарисом, — весь ее резной иконостас, из кипарисового дерева, создан «трудами валаамских иноков».
    А в стороне от церкви, на лужайке, окаймленной лесом, стоит бедная часовенка, совсем открытая. Огромная икона-картина «Моление о чаше» всю ее занимает. Впечатление такое, что просто среди леса икона, едва прикрытая от дождей, — типичный валаамский уголок, божественное, окруженное природой, природа, знаменованная святыней.

    Источник: Б. Зайцев. Валаам.
  • Восстановление

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    Церковь Успения Гефсиманского скита. Проект: институт «Спецпроектреставрация». 1982-84 гг. — подрядчик Сортавальское РСУ. Основные виды работ: восстановление глав и крестов, реставрация кровельного покрытия, обшивки, крыльца; окраска фасадов; в интерьере — разборка поздних конструкций (перекрытий, перегородок), отделочные работы.

    Часовня-беседка Гефсманского скита. ООО «Мир» — г. Сортавала. Проектные и реставрационные работы — 1988; Комплексная реставрация: смена нижних венцов, реставрация обшивки, кровли, главки, окраска.

    Келейный корпус у дороги Гефсиманского скита. Начало реставрации сруба — 1987г. силами Карельского СНРУ, Проект — институт «Спецпроектреставрация». 1988г. — работы прекращены из-за отсутствия финансирования. (В 2000г. возобновление работ силами Валаамского Монастыря).

    Перечень ряда объектов, на которых производились реставрационные работы в период нахождения на Валааме государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. // Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — №13-14. (Валаам под красным флагом). С. 41.

Гефсиманский скит в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Детали

Интерьер

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Т. Л. Левиаш: Малая пристань и Покровская часовня

, , , , , , , , , , , , , , , , ,

Гефсиманский скит (Т. Л. Левиаш)

, , ,

, , , , , , , , , , , ,

В. З. Исаков. Призраки пустынных аллей (“Прогулки по Валааму”)

, , , , , , ,

Т. Л. Левиаш: На Святом острове

, , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о