Архитектурная страница

Старое братское кладбище

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Старое братское кладбище: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом

    Печальное зрелище представляет из себя братское кладбище, где все кресты не могилах уничтожены, большие кресты черного полированного гранита разбиты на мелкие куски. Братские могилы сравнены с землею.

    Особая злоба излита на кресты. Кому они так ненавистны?! Ясно, что злому духу, а люди являются лишь жалкими орудиями этого духа.

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    К хозяйственной части примыкает старое Братское кладбище. Оно обозначено еще на планах середины XVIII в., когда все монастырские строения были деревянными.

    Но одну из уничтоженных ныне могил (осколки плиты в музее) предание относило к XIV в. Как сообщалось в русских летописях, в 1371 г. шведского короля Магнуса II спасли во время кораблекрушения Валаамские иноки. Увидев в этом знамение Божие, Магнус принял православную веру, затем он был пострижен в схиму и через три дня умер, оставив своим соплеменникам завещание "не наступать на Русь". До недавнего времени сохранялись плиты 1810 г. на могиле монаха Сергия и 1939 г. на могиле схимонаха Евфимия. Здесь же могилы трех Валамских настоятелей.

    Игумен Иннокентий, Олонецкий уроженец, вступил в обитель в 1765 г., когда она была еще не устроена и малолюдна. Через 36 лет он был возведен в сан игумена. Последние годы своей многотрудной жизни он посвятил восстановлению Ондрусовского и Сяндемского монастырей. Будучи по их делам в Петрозаводске, он и почил там в возрасте 90 лет в 1828 г. Его преемником был игумен Ионафан. Игумен Маврикий управлял обителью в трудные годы Первой мировой войны и революции, умер после возвращения с Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 г. На старом братском кладбище был похоронен также епископ Сердобольский Кирпиан, известный миссионер, составитель книг для карел, викарий Финляндской епарии (викарные епископы помогали епархальному владыке в управлении епархией (Финляндской епархии монастырь принадлежал с 1892 г., Финляндия с 1806 г. по 1917 г. была в составе России). Уцелел цоколь памятника известному валаамскому благотворителю, петербургскому купцу Ф.И.Тюменеву, на средства которого устроен один в 1870-е годы погибший ныне скит Преподобного Авраамия Ростовского. Наконец, на небольшом участке захоронений инославных (т.е. неправославных христиан) памятник утонувшей в Ладоге Камилле Женари, теще архитектора А.М.Горностаева. Но большая часть кладбища разорена и уничтожена. Окружено кладбище недавно восстановленной оградой, на одном столбе ее - фигура трубящего ангела.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    Кладбище занимает небольшую площадь, по форме — правильный четырехугольник. Территорию кладбища открывают ворота на южной и восточной сторонах. Воро­та представляют собой перекинутую над дорожкой кир­пичную арку с деревянной главкой, крытой лемехом. Ограда и створки ворот с резными завершениями выпол­нены из штакетника. Ограда крепится к массивным кир­пичным столбам с металлическим четырехскатным покрытием. По углам и в середине западного пряла ограды — круглые кирпичные оштукатуренные башни. Они перекры­ты куполами по деревянным кружалам и увенчаны высо­кими шпилями. Шпили угловых башен завершены фигу­рой трубящего ангела, башня западного прясла имеет завершение в виде солнца.

    ...Планировочно территория кладбища делится на две неравные части: монашеские захоронения находятся в западной части, в восточную ведет широкий пандус — она расположена на повышении рельефа. Разделяет обе части кладбища туннель, перекрытый кирпичными сво­дами, по которому проложены трубы, подающие воду из Водопроводного дома к келейным корпусам монас­тыря. В стенах туннеля окна с полуциркульным завер­шением.

    Территорию кладбища украшают разнообразные дре­весные посадки: лиственницы, клены. Посадки разме­шены у ограды кладбища, что оставляет свободной территорию захоронений…

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы: Митрополит Вениамин (Федченков)

    Прежде всего мы отправились на кладбище, где хоронились только, кажется, схимники и манатейные монахи; послушники же, рясофорные и светские погребались на другом месте, в версте от монастыря.

    Направо от входа внимание богомольца останавливает крайняя надгробная плита со следующей надписью под крестом:

    На сем месте тело погребено,
    В 1371 году земле оно предано,
    Магнуса Шведского короля,
    Который святое крещение восприя,
    При крещении Григорием наречен.
    В Швеции он в 1336 году рожден.
    В 1360-м году на престол он возведен.
    Великую силу имея и оною ополчен,
    Двоекратно на России воевал,
    И о прекращении войны клятву давал,
    Но преступив клятву паки вооружился,
    Тогда в свирепых волнах погрузился,
    В Ладожском озере войско его осталось
    И вооруженного флота знаков не оказалось;
    Сам он на корабельной доске носился,
    Три дня и три нощи Богом хранился,
    От потопления был избавлен,
    Волнами ко брегу сего монастыря управлен,
    Иноками взят и в обитель внесен,
    Православным крещением просвещен,
    Потом вместо царския диадимы

    Облечен в монахи, удостоился схимы,
    Пожив три дни здесь скончался,
    Быв в короне и схимою увенчался.

    Под стихами высечен обычный череп с костьми.

    — Шведы, — поясняет один инок, — оспаривают этот факт и показывают у себя могилу Магнуса.

    Не будучи историком, автор этих строк не может ни подтвердить, ни отрицать подлинности написанного. Где-то мне пришлось читать опровержение, но оно показалось недостаточным. Возражать по существу нельзя: факт этот был возможен, притом недаром же предания являются. Но, впрочем, особенно на этом не настаиваю, потому что Валааму гробница Магнуса не придает ничего особо важного, ни отнимает у него. Копий ломать не из-за чего! Валаам ценен сам по себе.

    Читая надписи, мы обратили внимание на количество лет усопших иноков: то 75, то 80, то 90. Обычная же доброзрелая старость, по пророку « 70 лет, аще же в силах семьдесят». А здесь — выше сил. И при таких наглядных фактах находятся люди, которые стараются возражать против постов, аскетизма, будто подрывающих, медленно убивающих организм. Если бы все «скоромники» доживали хоть до 70 лет!

    Позабывают они, что «не одним хлебом жив будет человек, но и словом Божиим», — жив — не только духовно, но и телесно.

    Есть еще несколько интересных надписей.

    Схимонах Киприан.
    Из закоренелых раскольников, утвержденный в православии чудесными знамениями.
    20 мая 1798 году, 80 лет от рождения.

    Или:

    Монах Авраамий.
    Ревностно потрудившийся в послушаниях и в обители источавший по кончине и при отпевании ток живой чистой крови.

    Кое-где написаны простенькие стихи, вроде следующих:

    Схимонах Авраамий.
    Все в мире презирая,
    Он Господу служил,
    И славу неба предвкушая,
    Здесь телом от трудов почил.

    Коротко и ясно!

    Источник: Митрополит Вениамин (Федченков). На Северный Афон. Записки студента–паломника на Валаам.
  • Из художественной литературы: другие авторы

    Много раз разоряли и уничтожали его [Валаам] шведы. Но вот и сам король их Магнус лежит побежденный у ног этого русского исполина.

    Архимандрит Афанасий (Нечаев). Старый Валаам. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943 гг. – СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006.

    На высокой скале, над «Монастырским» проливом, покоится старое валаамское кладбище. Так и сказал нам кто-то из монахов: «покоится». Отделяет его от святой обители каменная белая ограда. В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины: покой. ... Высокий гранитный крест осеняет покой отшедших, — схимонахов, монахов, трудников: «Со святыми упокой, Христе Боже, раб Твоих...

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
  • Восстановление

    Работы по реставрации ограды и башен старого монастыр­ского кладбища проводятся силами Сортавальского ремонтно-строительного управления. Завершена первая очередь работ — по сохранившейся иконографии восстановлена штакетная ограда: отреставрирована кладка ворот, столбов и башен; окрытие башен, когда-то выполненное из кровельной стали, заме­нено более долговечным — медным; восстановлены фигуры анге­лов и «солнце» средней башни. Предстоит вторая очередь работ — благоустройство и музеефикацня территории.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    Старое братское кладбище. Проект института «Спецпроектреставрация». Работы велись Сортавальским СРУ в 1987-88 гг. Реставрация ограды и башен, благоустройство территории.

    Перечень ряда объектов, на которых производились реставрационные работы в период нахождения на Валааме государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. // Сердоболь. Городской альманах. — 2013. — №13-14. (Валаам под красным флагом). С. 41.

Старое братское кладбище в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Общий вид

Отдельные могилы

Другое

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Т. Л. Левиаш о Старом братском кладбище

, , ,

, , , , , , , , , , , ,

История Старого братского кладбища

, , , , , , , , ,

Захоронения Игуменского кладбища. Могилы настоятелей (Т. Л. Левиаш).

, ,

, , , , , , , , , ,

168 “бондаревская” стрелковая дивизия и памятник воинам ВОВ за Игуменским кладбищем

,

, , , , , , , ,

comments powered by HyperComments