Архитектурная страница

Первый Спасо-Преображенский собор

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Первый Спасо-Преображенский собор: история строительства

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин

    Документальные источники, которые могли бы помочь в выяснении происхождения архитектурной формы храма и его типа, отсутствуют. Остается только предполагать, каким путем искали образ Преображенского собора, попытаться установить связи с близкими ему по духу зданиями того же времени.

    Чтобы понять, как велась подготовка к возведе­нию храма на Валааме, нужно хорошо представлять себе специфику организации строительства в преж­ние времена. В церковном каменном зодчестве XVII века довольно редко применялся чертеж в современном его понимании. Обычно же делалась ссылка на «образец» или строители условливались делать постройку «против» какого-то конкретного сооружения, ориентируясь на совершенно опреде­ленную архитектурную форму[1]. При этом, как метко замечено известным исследователем древнерус­ского зодчества Н. Н. Ворониным, «и мастер, и заказчик смотрели назад»[2].

    Свобода творчества, как мы понимаем ее сегод­ня, проявлялась лишь при создании сложных и оригинальных композиций, когда талант мастера обнаруживался в умении соединить отдельные части различных зданий, «принятых» в качестве образца.

    В провинции метод работы по образцам про­должал существовать значительно дольше, чем в столице и крупных городах. Поэтому, как считает работающий в Финляндии архитектор И. Н. Куд­рявцев, знаток каменного строительства на Валааме в XVIII веке, есть все основания считать, что каменные работы времен Назария были организова­ны именно таким способом.

    Какие же постройки могли послужить образцом для валаамского храма? Какие архитектурные мотивы других зданий легли в основу его создания? Логичнее всего предположить, что общий принцип решения следует искать в архитектуре храмов Севера XVII—XVIII века. И. Н. Кудрявцев провел блестящий архитектуроведческий анализ и сделал вывод, что ближе всего по формам к валаам­скому собору храмы Великого Устюга, построен­ные на сто лет раньше, хотя их и отличает более пышное декоративное убранство. Если же искать прототипы валаамской колокольни, то в качестве наиболее близкого первоисточника исследователь называет знаменитую восьмигранную башню — «Часозвоню» Великого Новгорода (1443 год), имеющую очень близкие с колокольней Валаама объемное решение и форму завершения. Подобное же завершение у храма Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове в Соловках.

    Эта форма завершения, по-видимому, относи­лась к разряду излюбленных, потому что воспроиз­водилась не только в каменных, но и в дере­вянных постройках, например, в селе Ненокса Архангельской губернии. Но нигде, считает И. Н. Кудрявцев, результат не был столь успешен и не достиг такого высокого уровня, как в храме на Валааме.

    Интересно рассмотреть еще одну гипотезу происхождения формы валаамского храма. Точка отсчета в цепочке рассуждений— 1770-е годы, Са­ровская пустынь — оттуда был переведен на Ва­лаам игумен Назарий. В то время в Сарове строил­ся новый храм, и Назарий, возможно, принимал активное участие в его возведении. Может быть именно поэтому Назария с такой неохотой отпустили местный епископ и настоятель Сарова, при этом охарактеризовав его как человека, не способного выполнять серьезные и ответственные поручения.

    Итак, свое управление на Валааме Назарий на­чинает c реорганизации внутренней жизни мона­стыря на основах Саровского устава. Логично предположить, что при мысли о новом храме на Валааме Назарий неизменно возвращался к Саров­скому собору. Отсюда лишь один шаг для вывода, сделанного И. Н. Кудрявцевым: артель каменщиков, принявшая подряд, получила задание следовать примеру Саровского собора.

    Рывкин В. Р. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава: «Страница третья». С. 55-59.

    [1] Воронин Н. Н. Очерки по истории русского зод­чества XVI—XVII века. М,—Л.: ОГИЗ, 1934, с. 77.

    [2]  Там же, с. 41.

  • Т. Л. Левиаш

    После возрождения монастыря в начале XVIII века здесь стояла деревянная пятиглавая Спасо-Преображенская церковь, в 80-е годы XVIII столетия на месте ее «над нетленными мощами основателей монастыря» был поставлен каменный Спасо-Преображенский двухэтажный собор, автором которого был настоятель монастыря отец Назарий.

    Т. Л. Левиаш. Государственный историко-архитектурный и природный заповедник Валаам: Путеводитель. — Петрозаводск: Карелия, 1989.

Первый Спасо-Преображенский собор: описание

  • План собора

    Широкая лестница под колокольней ведет прямо в верхний, Преображенский, храм собора. Его план вполне традиционен: вытянутый прямоуголь­ник, разделенный шестью столбами на три нефа, с полукруглой алтарной апсидой. Освящение храма состоялось в 1794 году, хотя известно, что пол­ностью он не был закончен. Значительно позже, в 1805 году, проводились работы по отделке интерьера и золочению иконостаса. Завершался собор «освященным пятиглавием».

    Входы с боковых сторон под колокольней вели в нижний храм — Сергия и Германа, освященный в 1789 году. Его площадь была намного меньше верхнего, так как четыре внешних угловых поме­щения, согласно данным И. Н. Кудрявцева, исполь­зовались для подсобных целей, а сам храм был крестообразной формы в плане.

    Рывкин В. Р. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава: «Страница третья». С. 55-59.

  • Экстерьер собора

    В сравнении с формами колокольни формы собо­ра отличаются большей пластической проработкой. Верх барабанов украшен мелкими сандриками — влияние поздней классики, под ними идут треу­гольные филенки, берущие свое начало в дере­вянном зодчестве. Можно даже признать эти декоративные детали несколько дробными и измельченными, учитывая мощь архитектуры колокольни. Но сама форма барабанов, очень вытянутых, созвучна динамизму колокольни и также сообщает собору движение ввысь.

    <…> С первого же взгляда в формах собора прочи­тывается влияние барокко середины XVIII века. Именно за это архитектура собора получила совер­шенно уничтожающую характеристику В. В. Стасова, назвавшего постройку «неуклюжей» и «очень бе­зобразной». Думаю, что если бы на месте барочной церкви стояла другая, к примеру, в стиле поздней классики, выводы критика были бы такими же, так как Стасов оценивал стиль, а не архитектурную композицию.

    Рывкин В. Р. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава: «Страница третья». С. 55-59.

    Именно этот собор был построен в едином архитектурном замысле с окружающими постройками, тогда четко прослеживалась строгая ансамблевость за­стройки ядра монастырской усадьбы.

    Т. Л. Левиаш. Государственный историко-архитектурный и природный заповедник Валаам: Путеводитель. — Петрозаводск: Карелия, 1989.

  • Колокольня

    На Сарове колокольня не была связана с храмом, как на Валааме. Поэтому при создании валаамского собора перед зодчим стояла непростая задача объединения двух образцов: колокольни и храма. Эта задача была блестяще реализована — отдель­ные части и декоративные детали различных зда­ний слились в целостную архитектурную компози­цию, соответствующую своей простотой образу монастырской постройки.

    Внимание вошедшего на монастырский двор в первую очередь привлекала колокольня. Пора­жала она человека не пышностью декора, его просто нет, а своей монументальностью, четко очерченным силуэтом и чеканностью формы. В ней все — движение ввысь и в то же время, как и в природе, находится в гармоническом равновесии. Вертикаль­ная направленность создается принятыми пропор­циями четверика и находящегося на нем высокого восьмигранника, углы которого подчеркнуты узкими пилястрами. В верхней части колокольни прорезаны узкие арочные проемы, в которых на брусьях навешивались колокола. Сдержанность и простота формы, вертикализм композиции по схеме «вось­мерик на четверике» связывают ее с новгород­скими колокольнями XVII века. А вот вход на колокольню, а значит, и в собор в виде четырех­колонного портика, в котором без труда узнается влияние барокко, — детище середины XVIII века.

    Рывкин В. Р. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава: «Страница третья». С. 55-59.

  • Материал

    Все постройки монастырского ансамбля были возведены из кирпича, изготовленного на Валааме наемными работниками-ярославцами. Они же пережигали известь из мраморного щебня и вели кладку зданий.

    Рывкин В. Р. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990. Глава: «Страница третья». С. 55-59.

Снос Назарьевского собора

Первый Спасо-Преображенский собор в живописи и графике

Статьи по теме

Т. Л. Левиаш о внутреннем каре Валаама и Успенской трапезной церкви

, , , , , , , , , , ,

В. Р. Рывкин. Валаам от игумена Назария до игумена Дамаскина. Первый каменный собор. Строительство внутреннего и внешнего каре. («По Валааму». 1990.)

, ,

, , , , , , , , ,

Постройки Игуменского кладбища (Т. Л. Левиаш)

, , , ,

, , , , , , , , , , , , ,

Т.Л.Левиаш о Спасо-Преображенском соборе

, , , , , , , , , , , , , ,