Архитектурная страница

Андреевский колокол

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.
Архитектурная страница

Первый Андреевский колокол

История, описание, фотографии.

Первый Андреевский колокол: история и описание

  • Книги ``Старого Валаама``

    «Отделка колокола изящна; на нем изображены барельефы: Пресвятой Троицы, Преображения Господня, Успения Божией Матери, святителя Николая, преподобных Сергия и Германа Валаам­ских и святого апостола Андрея Первозванного, изображенного с ка­менным крестом, который он поставил на горах Валаама, почему у игумена Дамаскина явилось усердие устроить колокол в честь сего святого апостола. Как от апостола Андрея “во всю землю изыде веща­ние и в концы вселенные глаголы его”, так и от колокола сего не только на всю Валаамскую землю исходит вещание, но и за пределы озера: в Финляндии и Карелии, за 40 верст, слышится звон его. Над барелье­фами колокола изображено восемь херувимов, а внизу надпись: “Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего в горе святей Его”».

    Цит. по: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011. С. 149.

  • Место отлива

    Предположительно, колокол был отлит на Петербургском заводе мастером Стуколкиным, что подтверждается подобным же изготовлением на заводе на Малой Охте валдайским мастером Иваном Макаровичем Стуколкиным колоколов для четырех колоколен кафедрального Исаакиевского собора северной столицы.

    После отливки Валаамский благовестник был очищен от пригара и тщательно расчеканен.

    Изящество и чистоту внешнего вида колокола отличали все, кто поднимался на колокольню и осматривал его.

    Коновалов И.В. Большой благовестный колокол Валаамского монастыря. Источник.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Из художественной литературы (пока пусто)

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
Рассвет и ``мерзость запустения``

Первый Андреевский колокол: фотографии

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.

Самый большой колокол Финляндии

После октябрьского переворота монастырь оказался на территории Финляндии, монастырская жизнь теплилась в кельях, а большой колокол обители стал самым тяжелым колоколом Финляндии, что в этом вопросе уравняло маленькую страну с огромной тогда Британской империей. (ссылка)

Андреевский колокол провожает монастырь на чужбину

«…при оставлении тогда нами святой обители Андреевский колокол последний раз прозвучал своими мощными 24-мя ударами, возвещая о смерти обители, и умолк навсегда… »

Источник: Иг. Харитон (Дунаев). Поездка на освобожденный от большевиков Валаам 19 октября 1941 г. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943. — СПб., СПВМ, 2006. — 320 с.

Уничтожение первого Андреевского колокола

«Во время финской кампании, как говорят, в ночь с 4 на 5 февраля 1940 г., Красная армия производила бомбардировку монастыря с воздуха. Тогда, по предположению, был поврежден колокол. Но, судя по характеру разрушения колокола, нам представляется, что колокол разбили артиллеристы, предполагая наличие на ярусах колокольни наблюдательных пунктов и пулеметных гнезд.»

Коновалов И.В. Большой благовестный колокол Валаамского монастыря.

Осенью 1941 остатки Андреевского колокола видел игумен Харитон (Дунаев): «В первом ярусе колокольни висит Андреевский колокол, третья часть его отбита и отсутствует, а язык сброшен на землю.»

Источник: Иг. Харитон (Дунаев). Поездка на освобожденный от большевиков Валаам 19 октября 1941 г. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943. — СПб., СПВМ, 2006. — 320 с.

В 1950-х Андреевский колокол был сброшен на землю и сдан в металлолом.

Валаам Разбитый колокол Андрей Первозванный, 1941 год
Разбитый колокол Андрей Первозванный, 1941 год
Архитектурная страница

Второй Андреевский колокол

История, описание, фотографии.
  • Поиск образца

    Вся тяжесть по организации работ, от поиска средств и выбора завода-изготовителя до утверждения художественного оформления и прочих тонкостей, легла на плечи сотрудников Фонда Святого Апостола Андрея Первозванного. Решение, казалось бы, простого вопроса, который упирается в два основные критерия – это стоимость проекта и сроки изготовления, выявило непреодолимые разногласия среди нескольких экспертов, привлеченных, как от самой обители, так и от Фонда Андрея Первозванного. Различные современные колокололитейные производства предлагали свои пути для решения основного вопроса о голосе главного колокола обители. С одной стороны, предлагался метод копирования большого колокола подмосковного Николо-Угрешского монастыря, отлитого в Петербурге по чертежам зиловских акустиков. С другой стороны, представители воронежского предприятия «Вера» предложили свои наработки по звучанию колокола. Итог спорам был подведен на московском подворье Валаама, где на рассмотрение экспертов были представлены записи звучания колоколов-соискателей, и ни один из них не сравнился в звуковом плане с большим колоколом Собора Святого Александра Невского в Таллине, который подобен весу большого Валаамского благовестника. Тогда представители Общества Церковных звонарей ознакомили присутствующих со своими достижениями в области методологии организации звучания современных колоколов, которые, в сущности, сводились к точному инструментальному измерению профиля стенок колокола-аналога и повторении его с необходимыми изменениями на современном предприятии. Наш подход был одобрен всеми присутствующими экспертами и представителями обители, включая игумена монастыря, епископа Троицкого Панкратия.

  • Художественное оформление

    По заданию обители и Фонда, нами был разработан и проект внешнего художественного оформления колокола, точно выдержанный в стиле оформления больших колоколов, относящемся к 80-90-м годам XIX в. Колокол был декорирован в стиле колоколов завода Оловянишниковых в Ярославле. На нем, так же, как и на утраченном Валаамском благовестнике, по главе расположены изображения Сил небесных, выполненных, в отличие от колоколов XIX в., в плоском рельефе, как впрочем, и все остальное убранство колокола. Как известно, большая высота рельефа отрицательно влияет на звучание колоколов, что прекрасно подтверждает великолепное звучание колоколов Ростовской соборной звонницы, почти лишенных рельефных украшений на звучащей поверхности полей и вала колоколов.

  • Характеристики нового Андреевского колокола

    Его вес, согласно расчетам литейщиков, составил 14 тонн или 854 пуда. Мастера точно рассчитали его профиль. Колокол звучит в заданную ноту «до», имеет широкий диапазон звучания: основной тон – «до», первый обертон отстоит от него на большую терцию, второй – на квинту, унтертон – на октаву вниз.

  • Поиск образца

    ся тяжесть по организации работ, от поиска средств и выбора завода-изготовителя до утверждения художественного оформления и прочих тонкостей, легла на плечи сотрудников Фонда Святого Апостола Андрея Первозванного. Решение, казалось бы, простого вопроса, который упирается в два основные критерия – это стоимость проекта и сроки изготовления, выявило непреодолимые разногласия среди нескольких экспертов, привлеченных, как от самой обители, так и от Фонда Андрея Первозванного. Различные современные колокололитейные производства предлагали свои пути для решения основного вопроса о голосе главного колокола обители. С одной стороны, предлагался метод копирования большого колокола подмосковного Николо-Угрешского монастыря, отлитого в Петербурге по чертежам зиловских акустиков. С другой стороны, представители воронежского предприятия «Вера» предложили свои наработки по звучанию колокола. Итог спорам был подведен на московском подворье Валаама, где на рассмотрение экспертов были представлены записи звучания колоколов-соискателей, и ни один из них не сравнился в звуковом плане с большим колоколом Собора Святого Александра Невского в Таллине, который подобен весу большого Валаамского благовестника. Тогда представители Общества Церковных звонарей ознакомили присутствующих со своими достижениями в области методологии организации звучания современных колоколов, которые, в сущности, сводились к точному инструментальному измерению профиля стенок колокола-аналога и повторении его с необходимыми изменениями на современном предприятии. Наш подход был одобрен всеми присутствующими экспертами и представителями обители, включая игумена монастыря, епископа Троицкого Панкратия.

XXI век

Андреевский колокол:
современный вид

Современные фотографии и работы художников

Разработка оформления

До поднятия на колокольню

На колокольне собора

Вид издалека

Статьи по теме

Коновалов И.В. Большой благовестный колокол Валаамского монастыря

,

,

Улоф Энкелль, роман «Монастырское приключение». Гельсингфорс, 1930.

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Постройки Игуменского кладбища (Т. Л. Левиаш)

, , ,

, , , , , , , , , , , , ,

Летопись монастыря: «Преображение главного собора Валаамского монастыря»

,

, , , , , , , , , , , , ,

Звон Андреевского колокола на Валааме

Завершается большое путешествие колокола «Андрей Первозванный» из Воронежа на остров Валаам

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о