Мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны на Валааме
168 “бондаревская” стрелковая дивизия и памятник воинам ВОВ за Игуменским кладбищем
31 Март, 2017
Консервация настенной живописи Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 1983—1984
Интервью Т. Л. Левиаш в 2015 г.
3 Июнь, 2017
Владимирский скит Валаамского монастыря иконостас

Владимирский скит Валаамского монастыря иконостас

Интересный фрагмент интервью с А.А. Анисимовым на тему акустики храма, в которой упоминается Владимирский скит.

Пропорции храма

Еще на этапе возведения храма архитектору важно задуматься о том, услышат ли прихожане возгласы священника, молитвы, произносимые чтецом и поющиеся хором. Когда архитектор Андрей Анисимов в 1988 году проектировал свой первый храм (Покрова Богородицы в поселке Шахунья Нижегородской области), он об этом побеспокоился. «Мы нашли хорошего светского специалиста, которая провела по нашему проекту акустический расчет как для концертного зала (не знаю, есть ли сейчас, а тогда точно не было церковных акустиков), — вспоминает он. — Мы попросили ее на основании расчета сказать, какими должны быть размеры храма, надо ли его сделать ниже, шире, изменить радиус свода… Она провела вычисления и говорит: “Расчет показал, что вы спроектировали все правильно”. А храм мы делали по образцу псковских, все размеры и пропорции взяли у них, то есть это не мы такие гениальные, а наши предки. Не знаю, как они смогли этого добиться, как нашли нужные цифры, но пропорции всех древних храмов — низких, разлапистых; высоких, стройных; крестово-купольных, однокупольных, любых — идеальны, и акустика в них великолепная. Из этого можно сделать первый вывод — акустика зависит от пропорций, геометрической формы храма».

"Бетон с акустической точки зрения ужасен"

Вторая немаловажная вещь — это материал. «Бетон с акустической точки зрения ужасен, — утверждает Андрей Анисимов. — Хуже бетона только гипсокартон. А сейчас иногда делают металлическую конструкцию свода и к ней подвешивают слои гипсокартона… Любой здравомыслящий акустик скажет, что стены должны быть мощные, кирпичные или каменные, толщиной не менее метра. Если храм деревянный, то диаметр бревен должен быть не менее 35 сантиметров».

Стена каменного храма покрыта известковым раствором, росписи делаются поверх неровной штукатурки. «Мелкая неровность стены, пористый раствор под разными углами отражают звуковые волны, звук становится богатым, получается мягкое, рассеянное звучание, — поясняет архитектор. — Отражение от полированной бетонной поверхности никогда этого не даст».

Иконостас

Для акустики важны алтарная конха (свод алтаря) и другие своды, они направляют звук внутрь храма. Но еще для хорошего звука нужен иконостас. Он может быть любой — низкий греческий или высокий русский. От материала и формы иконостаса зависит то, как именно он будет «работать». «Например, объемный иконостас (как мы сделали из белого камня во Владимирском скиту на Валааме), — рассказывает Андрей Анисимов, — с резьбой, вынесенными карнизами, не дает звуку улететь вверх. Если дать звуку улететь вверх, то он будет витать где-то под куполом, а возвращаясь, гасить следующий».

Изрезанность стен

Изрезанность стен также улучшает акустические свойства. Древние храмы наполнены какими-то полуколоннами, нишами неизвестного назначения, окна заглублены в более крупных нишах — рассветах. «Все это создает условия для преломления звука, обогащает акустические свойства храма, — говорит Андрей Анисимов. — Да и сам храм, его фасад, работают как акустические отражатели. Если подойти к стене храма и что-нибудь сказать, то даже в 15 метрах все будет слышно великолепно (в Москве это, конечно, услышать невозможно, у нас фон на пределе нормы 50-60 децибел).

В древности еще был такой способ улучшить акустику: во время обкладки стены в нее закладывали голосники — глиняные горшки, обращенные отверстием в храм, а расширяющейся частью и донышком внутрь стены. Они закладывались в западную стену, что позволяло звуку, исходящему с восточной стороны (из алтаря, с амвона), при отражении не гаснуть, а усиливаться».

Источник: Нескучный сад, №6 (41)'2009.

comments powered by HyperComments