Архитектурная страница

Святоостровский скит

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Святоостровский скит: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом

    3 августа ездили на моторе в скиты Святой и Ильинский. В том и другом церкви и домики стоят почти не поврежденными, иконостасы и образа в церквях целы, только запрестольные образа в обеих церквях кощунственно испорчены.

  • ``Камни Валаама``

    Если отправиться на катере от Центральной усадьбы на север, то приблизительно через шесть километров из ту­мана перед вами вырастет небольшой островок, возвышаю­щийся над водой более чем на 30 метров. Вглядываемся в его скалистые берега, поросшие лесом, и невольно понимаем: да, действительно, Святой остров. Историки не исключают, что именно здесь до шведского нападения 1611 года стоял старый монастырь. В XVIII веке его называли «Старым Ва­лаамом». Предания связывают остров с местом подвигов знаменитого святого Александра Свирского (1448-1533).

    На Святом острове Александр Свирский жил в неболь­шой пещере, образовавшейся как расселина в скале. Она сохранилась. Трудно себе представить, что человек мог длительное­ время жить в таком маленьком «каменном мешке». Около входа в пещеру — большой деревянный крест, выри­совывающийся на фоне темных скал. Надпись на нем ука­зывает, что установлен крест в апреле 1759 года. Это наибо­лее древний сохранившийся памятник истории Валаама. На Святом острове, как и на многих других островах архипе­лага, есть колодец с чистой прозрачной водой. Он облицо­ван обтесанным местным габбро-диабазом и имеет шести­гранную форму.

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    Пещера. Узкий вход, где можно пройти только низко пригнув­шись, выводит в более просторное и высокое «помещение», где уже можно встать во весь рост. Слабый свет прони­кает в пещеру через отдушину, выводящую наружу в на­правлении господствующих северо-западных ветров, через нее уходил из пещеры и дым от костра. К входу в пещеру ведет несколько вырубленных в скале ступеней.

    ...в середине XVIII века здесь была сооружена деревянная часовня и возле пещеры поставлен деревянный поклонный крест под двускатной кровелькой, типичный по своему облику для севера России.

    Церковь во имя преподобного Александра Свирского. Автор проекта неизвестен, строительство осуществля­лось преимущественно наемными рабочими, как, впрочем, и все постройки времен о. Дамаскина. Она стоит на вершине острова в окружении леса.

    Церковь Александра Свирского представляет собой прямо­угольный в плане объем, к которому с запада примыкает четырехгранный объем двухъярусной колокольни, а с вос­тока — прямоугольный объем апсиды. Вход в церковь ре­шен в виде открытого крыльца на двух пилястрах и двух колоннах, перекрытого на два ската. Церковь одногла­вая, рублена из бруса «в лапу» и обшита тесом. Коло­кольня перекрыта четырехскатной шатровой кровлей, увенчанной луковичной главкой на глухом восьмигран­ном барабане. Основной объем церкви перекрыт четырех­скатной кровлей и имеет завершение, аналогичное за­вершению колокольни. Такое же завершение, но меньшее по объему, имеет и алтарная апсида.

    Декоративное оформление церкви весьма скромно. Углы всех объемов выделены пилястрами, по верху их проходит резной деревянный карниз. Глухие восьмигранные барабаны украшены лопатками, окна имеют налич­ники простой формы. Ярусы звона имеют четыре арочных проема, здесь было установлено 10 колоколов.

    Единственным декоративным украшением интерьера церкви был трехъярусный иконостас с иконами греческо­го письма.

    Церковь Александра Свирского — одна из самых скромных в Валаамском монастыре, поспорить с ней в этом отно­шении может только церковь Коневского скита, но и в ее архитектуре проявились все те особенности официаль­ной деревянной культовой архитектуры, которые были характерны для второй половины XIX века.

    Но самым примечательным сооружением скита является, пожалуй, деревянная галерея, которая тянет­ся над обрывом вдоль северного берега острова. На деревянных кронштейнах, укрепленных в массиве скалы, уложен настил из толстых досок, огражденный легкими перилами.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Исаков В. З. Прогулки по Валааму. (1984)

    — Этот остров по-разному называют, — замечает Николай Андреевич. — Кто Святым. Кто Высоким. А то еще — Старым Валаамом. Говорят, с него тут все и начиналось.

    По преданию, на Валаамских островах были когда-то капища язычников. Здесь еще в прошлом веке существовало множество пещер, а по берегам виднелись наскальные рисунки. Любопытно, что эти величественные суровые острова всегда были неким ритуальными местом — островами для созерцания, для общения с иными мирами, для размышлений.

    Один из таких загадочных зеленых холмов и маячит сейчас у нас впереди, по курсу лодки. Сначала он появляется над водой далекой темной горой. Постепенно гора эта начинает расти. Наконец, отчетливо видно, что это отдельные острова. Но странно — по мере, приближения самый высокий остров, казавшийся совершенно черным, начинает как-то светлеть, светиться на солнце, и, разглядев, понимаешь, что из воды круто вверх поднимаются отвесные скалы, лишь кое-где на макушке покрытые темной шапкой зеленого леса.

    Мы приближаемся к острову с самой высокой, северной его стороны. Вверху, на скалах, заметна ветхая деревянная площадка с перилами, сосны над обрывом. Отсюда хорошо видно, что в этой части парящего над водой острова есть еще своя, местная гора. Лодка вдет вдоль скал, огибает их и там, где берег чуть более полого спускается к воде, причаливает к разрушенной бревенчатой пристани. Мы поднимаемся вверх по крутой каменистой тропе, среди сосен с необыкновенными витыми стволами. Нигде, кроме Валаама, вероятно, нет таких крученых деревьев.

    — Вот такие у нас ветра, — говорит лесник. — Сосны, как штопор, закручивает...

    Удары ветра принимают на себя прежде всего эти сосны, растущие по берегам, над обрывами. В глубине леса и на вершине горы суровость леса несколько смягчается. На поросших травой склонах ярко пестреют, цветы, всюду попадаются следы давнего человеческого жилья — остатки существовавшего здесь монастырского скита. От скита сохранились церковь из огромных тесаных бревен, старые лиственницы, выложенная камнями могила. Заросшая травой лестница приводит нас к пещере, устроенной в скале на склоне горы. Перед пещерой стоит скамья. Тут, должно быть, хорошо сидеть в тишине, созерцать величие мира. Интересно, о чем думалось тем древним пустынникам на этой скале над озером?

    Как-то невольно пытаешься представить себя на месте жившего здесь человека и со смешанным чувством входишь в пещеру — тесную расщелину примерно в метр шириной и несколько метров длиной. Внутри совершенно темно. Николай Андреевич чиркает спичку, и при слабом, колеблющемся свете мы рассматриваем убранство этого каменного жилища — штырь в стене, на котором, наверное, стояла свечка, приступок для книги. Привыкнув к темноте, в скале можно заметить узкую щель — окошко, через которое идет свет. Но все же живой душе тягостно в этой тесной норе. Мы с облегчением выходим наружу и так же, как прежние жители этой пещеры, сидим па скамье перед входом.

    Вниз, к озеру, от пещеры ведут замшелые каменные ступени. Другая тропа, с ветхими деревянными перилами, идет над обрывом. Мы обходим весь остров, спускаемся к своей лодке и, отплывая, долго не спускаем глаз с остающихся позади скал. Хорошо провести на таком острове день, несколько дней. Но тут жили в одиночестве в течение многих лет...

    Исаков В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М. : Советская Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 10-13. Глава 2. На озере.

    Исхаков рассказывал мне, что в те годы он старался побывать и даже пожить в самых разных местах. Жил, например, на Святом острове, ночевал там в пещере.

    Исаков В. З. Прогулки по Валааму / Владимир Исаков. – М.: Совет. Россия, 1984. – 79 с. – (Писатель и время). С. 37-43. Гл. Красный скит.

  • Восстановление (пока пусто)

    .

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

    .

    Источник: Сердоболь. Городской альманах. — 2013. - № 13/14. С. 41.

Святоостровский скит в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Храм

Пещера прп. Александра

Другие объекты

В живописи

Эта страница нуждается в тексте и фотографиях! Мы будем благодарны за помощь в её наполнении. Если Вы хотите помощь разово, материал можно разместить через форму комментариев ниже. Если же Вы готовы оказать более существенную помощь, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Урочище Феофилова гора. Фортификация о-ва Скитского

, , , , , , , , ,

Гора Елеон и поклонный крест (Т. Л. Левиаш)

,

, , , , , , , , , , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о Водопроводном (машинном) доме Валаама

, , , , , , , , , , , ,

Никольский скит на Валааме (вступление)

, , ,

, , , , ,

comments powered by HyperComments