Валаам запечатлённый

Акварели из «Краткого описания Валаамского общежительного монастыря» Флегонта Звонарёва. 1827 г.

Муляж книги (выставка «Музея Валаамского монастыря»):

Флегонт Звонарёв. Муляж книги из Музея Валаамского монастыря.

Источник иллюстраций — репринтное издание.
ОР РНБ, Ф. 15 (Фонд рукописей из собр. Александро-Невской лавры). Д. 71.

Фотографии: Наталья Потапова.
Обработка: Игорь Сазеев, Яна Гайдукова.

Флегонт Звонарёв. «Краткое описание Валаам¬ского общежительного монастыря». 1827.

Вид на Валаамский монастырь (Центральная усадьба)

«Обитель Валаамская в нынешнем положении.  Она отстроена вся каменным строением. В монастыре Церквей Божиих 5 и в скиту одна, особая больница с Церковью, трапезою и теплицею для болящих. Штат монашествующих и с больничными человек, келий братских кроме гостинных и настоятельских до  180. Братии имеется всей до 180 человек. И монашеское житие в Валааме продолжается трех путей».

«В монастыре общежительство. Церковная служба отправляется по уставу. Пение всегда столповое, а приходные и отходные поклоны в будни земные, а в праздники полагаются поясные. И ежедневно на вечернях читаются положенные каноны и акафист Божьей Матери, а в господские праздники Иисусу Сладчайшему, и правило монашеское с поклонами по уставу и умною молитвою, в воскресные дни после литургии отправляется соборный молебен за благотворителей и благодетелей обительских, пища, одежда, обувь и всякая надобность у монашествующих и послушников общая, вина и всяких хмельных напитков, табаку, денег и всякой собственности как настоятелю, так и всей братии по уставу запрещается, монахи и послушники проходят разные послушания по благословению настоятеля».

«Обитель Валаамская правилом себе поставляет всех посетителей и мимо проезжающих трапезою и келиями спокоивать безденежно, а на память Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев бывает до 4000 народу трапезою и квасом довольствуются безденежно.»


«Пустынники»

Флегонт Звонарёв. «Краткое описание Валаам¬ского общежительного монастыря». 1827.

«Пустынники. Оне отпущаются в пустыни по благословению настоятеля и одобрении духовника и старших братий, келии у них деревянные и в разных местах от обители живут по одному брату, а иногда и по два. Занятие их в пустыне: пост, молитва, чтение и внимание внутреннее духовное, а временем, кто пожелает, отчасти и рукоделие, в общество приносится, им пища всегда постная из овощей огородных, одежда худейшая, частое исповедание и приобщение святых тайн, они свободны от всяких послушаний общественных, к ним без благословения настоятельского никто ходить не может, равно и они безвременно от келий своих отлучаться не могут, в двунадесятые и храмовые праздники как пустынники, так и скитяне приход имеют в обитель и по окончании службы и трапезы обще с братиею расходятся по своим местам».


Скит (Всех святых)

«Скит. От обители в 4 верстах построен во уединении. Церковь, трапеза и братские келии каменные, где иеромонах и до 50 братов отправляют по очереди неусыпаемое псалтырное чтение среди церкви и при неугасимой пред образом лампаде, и на каждой славе поминаются упокойные имена в начале Государей Императоров Павла I, Александра I, государыни императрицы Елисаветы Алексеевны, митрополитов Санкт-Петербургских, благотворительские роды и братские, а по окончании кафизмы о здравии Государя Императора Николая I со всей августейшею его фамилиею, Преосвященнейшего Митрополита Серафима, благотворителей и Игумена с братиею и каждое имя ежесуточно помянется пред Богом до 40 раз, на очередное чтение каждый чтец ударяет в колокол на смену себя. Пища у братии навсегда бывает постная, а в субботу и воскресенье литургия отправляется с поминовением о здравии и за упокой вышепоминаемых имен».

В. Р. Рывкин об изображении Всехсвятского скита в рукописи Флегонта Звонарёва

«Теперь рассмотрим звонаревскую миниатюру. Действительно, посередине двора стоит одноэтаж­ная церковь с маленькой главой. В одном объеме с церковью — шатровая колокольня: восьмерик на четверике. Корпусов на рисунке, как и в описи, тоже семь. Шесть из них — одинаковые одноэтаж­ные вытянутые в длину постройки с вальмовыми крышами, а седьмой, расположенный к юго-западу от церкви, имеет еще и пристройку. Но вот распо­ложены они совсем не так, как мы предполагали: не по сторонам прямоугольного двора, а по окруж­ности.

Выходит, наша версия относительно компози­ции скита оказалась неверной? Не будем торо­питься с выводами. Усомниться в кольцевой рас­становке корпусов заставляет условность изобра­жения окружающей их природы: лес тоже растет по окружности, деревья же первого плана меньше всего похожи на северную растительность, напо­миная скорее всего пальмы или что-то не менее экзотическое. Косвенным подтверждением нашей гипотезы может служить и то, что в перестроен­ном, а точнее, выстроенном заново ските корпуса расположены тоже по сторонам прямоугольника. Сила же преемственности в валаамской архитекту­ре нам хорошо известна».

В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск, 1990. Глава: «Скит Всех святых».

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о