И.И.Шишкин. Вид на острове Валааме (местность Кукко). 1859 (1860-предпол.). Фото: И. Сазеев.
В. М. Агапов Художники на Валааме (1983). Часть 3. Валаам в живописи 1859-1860 годов. Место Кукко. И.И. Шишкин, А. В. Гине, П. П. Джогин
14 января, 2021

В. М. Агапов Художники на Валааме (1983). Часть 4. Художники и ученые на Валааме (1860-1870-ые года). И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев. А.А. Иностранцев, Д. И. Менделеев.

Васильев Ф.А. Монастырь на острове Валааме. 1867. 26,2x37,9. ГРМ

Васильев Ф.А. Монастырь на острове Валааме. 1867. 26,2x37,9. ГРМ

Темы: И. И. Шишкин на Валааме в 1867 и 1878 гг. Известные спутники Шишкина.

Художники: И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев.
Учёные: А. А. Иностранцев, Д. И. Менделеев.

Агапов, Василий Михайлович. Художники на Валааме / В. М. Агапов, Т. А. Хаккарайнен. — 3-е изд.. — Петрозаводск: Карелия, 1983. — 48 с.: ил.. — Перечень репродукций: с. 47. С.8-11.


Агапов. Художники на Валааме. Обложка. Скан: И. Сазеев.

Агапов. Художники на Валааме. Обложка. Скан: И. Сазеев.

В электронном виде статья публикуется впервые на Valamo.ru.

Сканирование: Игорь Сазеев.
Распознавание, корректура, комментарии: Яна Гайдукова.
Приводятся авторские ссылки на источники и примечания Valamo.ru.

Подбор иллюстраций и оформление: Яна Гайдукова.

Используются репродукции самого высокого разрешения, найденные в интернете (в открытых источниках).

Впервые в высоком разрешении публикуются фотокопии следующих картин:
• Ф. Васильев. В церковной ограде. 1867. Фото: Я. Гайдукова, обработка А. Захаров.
• Ф. Васильев. Берег Ладожского озера. Облачный день. 1867. Фото: И. Сазеев,  обработка А.Захаров, Я. Гайдукова.

Впервые публикуется в электронном виде репродукция картины  Ф. А. Васильева «Пейзаж на Валааме» , источник — «Агапов В. М. Художники на Валааме», сканирование и обработка — И. Сазеев.
Также с иллюстрациями работали Е. Швецова и А. Ораева.


…я полагаю, что русская школа теряет в нем гениального мальчика, — такое чутье натуры, такое нежное поэтическое чувство без сентиментальности, такое всеобъемлющее понимание редко встречается… у него было нечто, чего не было и нет ни у одного из наших пейзажистов.

И. Н. Крамской о Ф. А. Васильеве


Летом 1867 года, уже признанным мастером русского пейзажа, Шишкин вновь приезжает на полюбившийся ему Валаам, на этот раз со своим учеником и младшим другом Федором Васильевым (1850 – 1873), который в ту пору учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге. От И. Н. Крамского, преподававшего в этой школе рисунок, Шишкин был много наслышан об исключительной одаренности Васильева, его пристрастии к пейзажной живописи и проникся искренним желанием помочь начинающему художнику.

Своеобразная красота валаамской природы привела Васильева в восторг. Целыми днями он вместе с Шишкиным плавал в монастырской лодке по Ладожскому озеру, бродил по дремучим лесам, изучал особенности валаамского ландшафта, и, конечно, много рисовал с натуры. Добрыми советами, дружескими замечаниями помогал Шишкин развитию таланта молодого художника.

Ко времени пребывания Васильева на Валааме относятся искусные рисунки, среди которых выделяются «Вид острова Валаама» и пейзаж «В церковной ограде» (Русский музей, 1867), отражающий первые юношеские увлечения автора пейзажной живописью.

В церковной ограде. Ф. Васильев

В церковной ограде. Ф. Васильев

В 1872 году за картину «Вид на Валааме» Васильев получил звание художника первой степени.

Васильев пришел в искусство со светлой мечтой передать в живописи благородные порывы человеческих чувств и пламенную сыновнюю любовь к родимой земле. Разве не об этом говорят его полотна «Оттепель» (1871), «Мокрый луг» (1872), «Заброшенная мельница» (1873) — выдающиеся произведения пейзажной живописи. Неизменный друг русского искусства В. В. Стасов назвал Васильева «одной из лучших надежд нашей отечественной школы»[1].

Васильев.Пейзаж на Валааме. - Агапов. Художники на Валааме(1983). Скан И. Сазеева.jpg

Васильев.Пейзаж на Валааме. — Агапов. Художники на Валааме(1983). Скан И. Сазеева.

За месяц до смерти Васильева И. Н. Крамской писал: «…я полагаю, что русская школа теряет в нем гениального мальчика, — такое чутье натуры, такое нежное поэтическое чувство без сентиментальности, такое всеобъемлющее понимание редко встречается… у него было нечто, чего не было и нет ни у одного из наших пейзажистов»[2].

Ф.А. Васильев. Берег Ладожского озера. Облачный день. 1867. Фото: И. Сазеев; обработка: Valamo.ru.

Ф.А. Васильев. Берег Ладожского озера. Облачный день. 1867. Фото: И. Сазеев; обработка: Valamo.ru.


Во время пребывания на Валааме Шишкина с учениками сюда приехал Александр Александрович Иностранцев, ставший впоследствии крупным ученым-геологом.[5] Шишкин пригласил его разделить с художниками вечернюю трапезу. За столом у самовара Иностранцев встретил группу молодых учеников художника, среди которых был и Федор Васильев. Все они с аппетитом ели сыр, колбасу и другую снедь, запрещенную для употребления по монастырскому уставу. Завязалась непринужденная беседа. Молодые живописцы наперебой рассказывали гостю о своих пререканиях с монахами за право иметь в монастыре «скоромную» пищу. За это и за веселый прав они получили прозвище «дикарей», что их очень забавляло.

skaly-na-ostrove-valaame.-kukko.-1859.val_

И. И. Шишкин. Скалы на острове Валааме. Кукко. 1859. 59×46 см. Государственный Русский музей.

Знакомство художника и геолога перешло в крепкую дружбу. На Валааме их нередко интересовали одни и те же места. Геолог осматривал скалы, находил любопытные горные породы. Шишкин внимательно слушал рассказ друга о происходивших здесь геологических процессах[3]. Сам же он видел в диком камне, иссеченном морщинами трещин, интересную натуру.

На Святом острове[4] Иван Иванович привел молодого геолога в залив Кукко и показал ему место, откуда он писал открывающийся вид на береговые скалы. Это место было памятно Шишкину. Именно здесь у художника родился замысел его дипломной картины «Местность Кукко на острове Валааме».

Две недели продолжалось общение Шишкина с Иностранцевым на Валааме, но дружеские отношения сохранились до конца жизни. Они впоследствии не раз встречались на знаменитых «средах» у Д. И. Менделеева. Шишкин приходил на заседания Петербургского общества естествоиспытателей, которое возглавлял профессор Л. А. Иностранцев, охотно принимал участие в дружеских ужинах геологов, выезжал с ними на экскурсии. Любил он рассматривать раскрашенные геологические карты и обычно восклицал при этом: «Ай да персидский ковер!»


Попутно заметим, что из крупных ученых, кроме А. А. Иностранцева, на Валааме побывал Дмитрий Иванович Менделеев. Ученый отдыхал здесь после напряженной научной работы. Свои впечатления от природы Валаама он выразил в дневниковых записях: «…группа куч гранита, обросших соснами, с обвалами и обрывами, заливы и проливы, темень леса, вид — чудо».


И. И. Шишкин. На косогоре. (1880)

И. И. Шишкин. На косогоре. (1880)

Через одиннадцать лет после совместной с Васильевым поездки на Валаам, уже будучи профессором (это звание художник получил в 1873 году за картину «Лесная глушь»), Шишкин последний раз посещает Валаам. В 1878 году он по-прежнему много рисует с натуры, пишет этюды. Материал, собранный тогда, по-видимому, лег в основу картины «На косогоре» (1880), которая в шишкинском зале киевского Музея русского искусства висит по соседству с пейзажем «Вид на острове Валааме».

Шишкин был членом-учредителем Товарищества передвижников и принимал деятельное участие в его выставках. В 1871 году на 1-й Передвижной выставке экспонировались его картина «Сосновый бор» и гравюра «Вид на острове Валааме», отмеченные похвальным отзывом В. В.  Стасова.

Около четверти века отдал И. И. Шишкин воплощению в изобразительном искусстве своеобразной валаамской природы. Первый раз он приезжал на Валаам учеником Академии художеств, а последний — ее академиком и профессором.

Произведения Шишкина, посвященные Валааму, хранятся во многих сокровищницах искусства: в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Ленинграде, киевском Музее русского искусства, в художественных музеях Фрунзе, Казани, Астрахани, Свердловска, Перми и других городов.

shishkin.-na-ostrove-valaame.-1881.-simferopolskij-xudozhestvennyj-muzej.345x505.ed_

Шишкин. На острове Валааме. 1881. Симферопольский художественный музей. Холст на картоне, масло. 34,5 x 50,5 см. Произведена цветовая коррекция изображения.


[1] История русского искусства. Т.IX, кн. 1. М.: Наука, 1965, с. 428.

[2] История русского искусства. Т. IX, кн. I. М.: Наука, 1965, с. 428.

[3] Доктор геолого-минералогических наук А. А. Никонов рассказывает о посещении места Кукко на Валааме: «Ещё не зная ранних рисунков художника, начав работать на Валааме, я наткнулся именно на этот участок с разбитыми и смещенными скалами и его как следует обследовал. И квалифицировал как следствие сильного землетрясения. Конечно, Шишкин не мог этого знать, но обостренным чутьем художника, видимо, почувствовал какую-то необычность, потаенную драматичность этого скалистого уголка Валаама, и, спасибо художнику, запечатлел. Теперь впору рисунки помещать в учебники палеосейсмологии».

Никонов А. А. Скалы Валаама сквозь века и тысячелетия. — Природа. — 2009. — №2. С. 60. (Прим. Valamo.ru.)

[4] «Святым островом» на Валааме называют остров в северной части архипелага. Ныне на нём располагается Святоостровский скит (в память о преподобном Александре Свирском). Возможно, здесь выразилось отношение ко всему Валаамскому архипелагу как к «святому острову». Также возможно, что авторы пишут не о острове Святом, но о Скитском, который располагается как раз напротив Куккинского залива. (Прим. Valamo.ru.)

[5] В 1868 году А. А. Иностранцев защитил магистерскую диссертацию «Геогностическое строение западного берега Ладожского озера». (Прим. Valamo.ru.)

 

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря
1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x