Клодт М.К. Вид на острове Валаам. 1854.
В. М. Агапов Художники на Валааме (1983). Часть 2. Валаам в живописи 1843-1858 годов (М.К. Клодт, И.И. Шишкин)
18 декабря, 2020
Васильев Ф.А. Монастырь на острове Валааме. 1867. 26,2x37,9. ГРМ
В. М. Агапов Художники на Валааме (1983). Часть 4. Художники и ученые на Валааме (1860-1870-ые года). И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев. А.А. Иностранцев, Д. И. Менделеев.
30 января, 2021

В. М. Агапов Художники на Валааме (1983). Часть 3. Валаам в живописи 1859-1860 годов. Место Кукко. И.И. Шишкин, А. В. Гине, П. П. Джогин

И.И.Шишкин. Вид на острове Валааме (местность Кукко). 1859 (1860-предпол.). Фото: И. Сазеев.

И.И.Шишкин. Вид на острове Валааме (местность Кукко). 1859 (1860-предпол.). Фото: И. Сазеев.

В. М. Агапов. Художники на Валааме. Часть 3. Валаам в работах 1859-1860 годов. Место Кукко. Творчество И. И. Шишкина, А. В. Гине, П. П. Джогина.

Темы: Место Кукко на Валааме. Путь к признанию. Живопись и литография.
Художники: И. И. Шишкин, А. В. Гине, П. П. Джогин.

Агапов, Василий Михайлович. Художники на Валааме / В. М. Агапов, Т. А. Хаккарайнен. — 3-е изд.. — Петрозаводск: Карелия, 1983. — 48 с.: ил.. — Перечень репродукций: с. 47. С.4-7.

Агапов. Художники на Валааме. Обложка. Скан: И. Сазеев.

Агапов. Художники на Валааме. Обложка. Скан: И. Сазеев.

В электронном виде статья публикуется впервые на Valamo.ru.

Сканирование: Игорь Сазеев.
Распознавание, корректура, комментарии: Яна Гайдукова.
Приводятся авторские ссылки на источники и примечания Valamo.ru.

Подбор иллюстраций и оформление: Яна Гайдукова.

Используются репродукции самого высокого разрешения, найденные в интернете (в открытых источниках).

Впервые в высоком разрешении публикуется фотокопии следующих картин:
• А. В. Гине. Остров Валаам. Между 1858 и 1861. Фото: Я. Гайдукова.
• И.И.Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858. Фото: Я. Гайдукова, обработка А. Захаров.
• И.И.Шишкин. Вид на острове Валааме (местность Кукко). 1859 (1860-предпол.). Фото: И. Сазеев.
Впервые публикуются в электронном виде пять графических работ Шишкина, написанных на Валааме, источник — «Агапов В. М. Художники на Валааме», сканирование и обработка — И. Сазеев.
Также с иллюстрациями работали Е. Швецова и А. Ораева.


Угрюмая природа Валаама для вас храм, где обитает гений искусства, или, по крайней мере, муза или оракул, предсказывающий вам будущую судьбу, если не всем вам трём, то наверное Вам, любезнейший Иван Иванович, потому что Вы стоите на первой очереди.

А. Н. Мокрицкий


В 1859 году Шишкину предстояло работать над созданием дипломной картины. Он воспользовался предоставленным правом свободного выбора местности и снова поехал на полюбившийся ему остров.

Шишкин Иван Иванович. Трущоба (Вид на острове Валааме). 1860г. 20х26

Шишкин Иван Иванович. Трущоба (Вид на острове Валааме). 1860г. 20х26

Этюдные материалы, собранные на Валааме во время этой поездки, позволили художнику создать два пейзажа «Местность Кукко»[1], за которые он был награжден большой золотой медалью, дававшей право на трехгодичную заграничную командировку.

Представление об этих работах дает литография «Трущоба. Вид на острове Валааме» (находится в Русском музее). Один из пейзажей Шишкина, «Местность Кукко на острове Валааме», с датой 1859–1860 годы, не так давно поступил в Русский музей. Весь передний план занимают замшелые камни, поросшие лишайником и травой. Чахлые редкие березки открывают вид на центральную каменную площадку с белыми утесами-великанами, щедро освещенную солнцем. Художник строит образ на контрасте погруженного в тень переднего и светлого заднего планов.

И.И.Шишкин. Вид на острове Валааме (местность Кукко). 1859 (1860-предпол.). Фото: И. Сазеев.

И.И.Шишкин. Вид на острове Валааме (местность Кукко). 1859 (1860-предпол.). Фото: И. Сазеев.

Мотив шишкинского карандашного рисунка 1859 года — «Скалы на острове Валааме. Кукко» (Третьяковская галерея) — очень близок к другой его картине на ту же тему. Нагромождение белых валунов с острыми, причудливой формы гранями уносит воображение к далекой ледниковой эпохе. Высокие монолиты, хаотически разбросанные на каменной площадке, напоминают то гигантские айсберги, то колонны крепостного замка, то большие гранитные обелиски. В названных работах, как и в созданном на Валааме этюде «Камни» (Русский музей, 1859), проявилось, по выражению И. Н. Крамского, «полнокровное и вещественное восприятие мира» художником.

skaly-na-ostrove-valaame.-kukko.-1859.val_
И. И. Шишкин. Скалы на острове Валааме. Кукко. 1859. 59×46 см. Государственный Русский музей.
И.И.Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858. Фото: Я. Гайдукова.
И.И.Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858. Фото: Я. Гайдукова.

Вспоминая занятия Шишкина, Джогина и Гине на Валааме в 1859 году, А. Н. Мокрицкий писал: «Угрюмая природа Валаама для вас храм, где обитает гений искусства, или, по крайней мере, муза или оракул, предсказывающий вам будущую судьбу, если не всем вам трём, то наверное Вам, любезнейший Иван Иванович, потому что Вы стоите на первой очереди»[2].

Валаамские работы Шишкина — важный этап в развитии таланта великого русского пейзажиста. Через них лежал путь к таким немеркнущим созданиям кисти художника, как «Березовый лес» (1872), «Лесная глушь» (1872), «Сосновый бор» (1872), «Лесные дали» (1884), «Дождь в дубовом лесу» (1891) и др.

Выдающийся русский критик В. В. Стасов, называя эти произведения в своих оценках творчества Шишкина в печати, писал: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу… Это его царство, и тут он не имеет соперников»[3].

Позже, как бы подводя итоги своим ученическим работам на Валааме, Шишкин с полным основанием признался: «Валаам был школа».


Александр Васильевич Гине (1830 – 1880) по приезде в Петербург принялся за создание картины «Вид на острове Валааме», которая была закончена в 1860 году. Эта работа отмечена золотой медалью второго достоинства. Ее приобрел для своей картинной галереи в Москве собиратель и знаток произведений русской живописи П. М. Третьяков. Впоследствии она экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.

gine. a. v. ostrov valaam. mezhdu 1858 i 1861.

Гине. А. В. Остров Валаам. Между 1858 и 1861. Фото: Я. Гайдукова.

В 1878 году А. В. Гине за картины «Буря на Валааме», «Дождь» и «Ночь» получил звание академика пейзажной живописи.

А. В. Гине, Буря на Валааме.

А. В. Гине, Буря на Валааме.

Помимо живописи, Гине и Шишкин много времени и труда отдавали искусству литографии, в технике которой они выполнили ряд валаамских работ.


Джогин Павел Павлович (1831 – 1885) — другой товарищ Шишкина, работавший с ним и Гине на Валааме, в 1867 году также был удостоен звания академика живописи (за «Вид в Черниговской губернии»).

Джогин П.П. На Валааме 1865.40,3х63. Государственная Третьяковская галерея

Джогин П.П. На Валааме 1865.40,3х63. Государственная Третьяковская галерея


[1] Местоположение и сюжет и размер дипломной работы И. И. Шишкина нам установить не удалось.

Работ с названием «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» как минимум две. Основное отличие, которое бросается в глаза: в левой части одной из картин сидит человек на камне, на другой же картине приблизительно в том же месте два человека находятся в лодке. При этом пейзажи написаны практически с одной точки.

Я (И.С.) полагаю, что картины, которые И.И.Шишкин представил в качестве выпускной работы и, кстати, за них вместе с большой золотой медалью получил право уехать на несколько лет за границу за счёт Академии, всё-таки были проработанными и немаленькими по размеру. Где сейчас находятся именно эти работы, точно выяснить не удалось. Одна из них (с лодкой), возможно, находится в коллекции Государственного Русского музея. Так, в работе И.Н.Шуваловой указаны её параметры «Холст, масло 104,6×141 см». Размер заметно больше, чем размер картины, которая была на выставке  «Валаам: 200 лет в русской живописи» в Михайловском замке (вариант с сидящим человеком). Так что картина из коллекции Ново-Валаамского монастыря является, скорее всего, лишь одним из этюдов.

В последние 10 лет пару раз промелькнула информация о продаже на западных аукционах вроде бы дипломной картины И.И.Шишкина «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» из одной частной коллекции в другую. Имена продавцов и покупателей, естественно, не раскрываются, но это картина с людьми в лодке, причём меньшего размера, чем та, что хранится в коллекции Русского музея. Так что, вполне вероятно, это тоже один из этюдов. (И. Сазеев, Valamo.ru.)

[2] И. Пикулев. И. И. Шишкин. М.: Искусство, 1955, с. 39.

[3] И. Пикулев. И. И. Шишкин. М.: Искусство, 1955, с. 178.

admin
admin
Экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря
1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x