Архитектурная страница

Никольский храм
История строительства. Экстерьер.

Архитектурное описание, фотографии, картины, статьи.

Никольский храм: описание

  • Книги ``Старого Валаама`` (пока пусто)

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его святыни в период рассвета и благосостояния обители. — Л., 1990.
  • Валаам под красным флагом (пока пусто)

    .

    Источник: Иг. Харитон (Дунаев). Поездка на освобожденный от большевиков Валаам 19 октября 1941 г. // Старый Валаам. Воспоминания о монастыре 1914-1943. — СПб., СПВМ, 2006. — 320 с.
  • ``Камни Валаама``

    Выйдем из монастыря и пройдем мимо здания водопро­вода, построенного по проекту А.М. Горностаева, вдоль Монастырской бухты к выходу из нее в открытую Ладогу. По деревянным настилам подходим к Никольскому острову, на котором находится одна из самых красивых построек Валаама — Никольская церковь.) Она была возведена также по проекту А.М. Горностаева в 1853 году в русском стиле и отдаленно напоминает церковь Вознесения в московском Коломенском, а также другие древние шатровые храмы. Восьмигранный шатер увенчан позолоченной главкой с кре­стом. Цоколь Никольской церкви сделан из серого гранита, а пол в ней выложен путиловским известняком. Особенно хороша церковь, если на нее смотреть со стороны Ладоги. Проплывая на лодке или катере мимо, всегда любуешься ее силуэтом, возвышающимся на высоком берегу. Александр Дюма, посетивший Валаам в 1858 году, писал, что «эта церковь — подлинное сокровище как по художественным достоинствам, так и по богатству — создание лучшего архи­тектора России».

  • Прот. А. Берташ, ВМИЕП

    Нынешний храм стоит на месте часовни с маяком, который освещал водный путь к монастырю. В 1853 г. он был воздвигнут усердием С.-Петербургского купца Николая Солодовникова. Даже Александр Дюма, посетивший Валаам в 1858 г., писал, что "эта церковь подлинное сокровище как по художественным достоинствами, так и по своему богатству — создание лучшего архитектора России". Действительно, автором проекта храма явился один из основоположников "русского стиля" в зодчестве XIX в. А.М.Горностаев. Церковь, представляющая собой восьмерик (восьмигранник) на четверике со скошенными углами, увенчана шатром с золоченой луковичной главкой как символом свечи, молитвенного устремления к Богу. Шатровый храм со звонницей, украшенный древнерусскими кокошниками продолжает традиции церковного строительства XV - XVI вв.

    Источник: Контрольные тексты экскурсий ПСВМ. Сост. прот. Александр Берташ. — СПб., 1991.

    .

    Источник: Валаамский монастырь и его подвижники. / Автор-составитель свящ. Александр Берташ. — Изд. 5, испр. и доп. — СПб, 2011.
  • В. Р. Рывкин (пока пусто)

    .

    Источник: В. Р. Рывкин. По Валааму. — Петрозаводск: Карелия, 1990.
  • Т. Л. Левиаш

    Никольская церковь была построена по проекту А М. Горностаева в 1853 году. Строили ее, как и келей­ный корпус скита, в основном наемные рабочие, ошту­катурена она была одновременно с келейным корпусом в 1866 году артелью ярославских штукатуров.

    Церковь поставлена на вершине небольшого холма. Чтобы подчеркнуть доминирующее положение церкви, организующей значительное водное пространство Ладож­ского озера, на естественное основание была сделана отсыпка гравия, битого кирпича, песка, а фундамент церкви был решен в виде массивной сводчатой плиты, опирающейся на столбы. С западной и восточной сто­рон хорошо видна система сводов, сложенных из постелистого бута с расшивкой швов.

    Церковь представляет собой двухъярусный объем, к которому с востока примыкает пятигранная одноярус­ная апсида, а с запада — четырехгранный объем при­твора с небольшой звонницей над ним.

    Первый ярус церкви — четырехгранник со скошенными углами; второй — восьмерик. Система «восьмерик на чет­верике» весьма характерна для русского зодчества и здесь налицо творческая переработка традиционных решений в соответствии с новым уровнем эстетических и функциональных требований. Завершается церковь восьмигранным шатром с главкой. Звонница перекры­та цилиндрическим сводом и завершена килевидной крышей.

    Первый ярус церкви имеет скромное декоративное оформление. Основное внимание архитектор уделил здесь проработке скошенных углов и их килевидному завершению. Все окна первого яруса решены как пер­спективные без наличников. Над окнами выложены круглые ниши, в которых крепились иконы.

    Второй ярус имеет более насыщенное декоративное оформление. Стороны восьмерика, ориентированные по сторонам света, решены в виде двойных арочных окон, завершенных общим килевидным наличником. Налич­ник украшен поставленными на ребро кирпичами и опи­рается на фигурные колонки. Декоративные детали на­личников и колонки были обшиты рольным свинцом, замененным при реставрации листовой медью. Остальные грани восьмерика имеют филенчатую обработку и за­вершаются двумя спаренными килевидными кокош­никами.

    Шатер церкви был сложен из кирпича и окрыт кровельным железом; при реставрации железное окрытие шатра заменено листовой медью. Шатер украшен продольными ребрами, идущими от углов восьмерика к вершине. На сторонах шатра, соответствующих киле­видным кокошникам восьмерика, расположены схожие по очертанию раскрепованные кокошники. Горизон­тальная тяга с тремя арочками под ней делит каждую грань шатра на две части. Кровля шатра из прямоуголь­ных листов, уложенных горизонтальными рядами, сама по себе обладает декоративным эффектом. Металли­ческая луковичная главка церкви расчленена восемью ребрами, соответствующими граням шатра, и поясом из металлических кругов. Венчает главу шар и крест. Главка и ее завершения были вызолочены. В процес­се реставрации позолота возобновлена.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.
  • Из художественной литературы (пока пусто)

    Источник: И. С. Шмелёв. Старый Валаам.
  • Восстановление

    Работы по реставрации Никольской церкви были начаты в 1983 году и проведены силами Карельской СНРПМ* с участием Московской СНРПМ №1 (позолотные работы). В интерьере церкви ведутся работы по консервации живописи. Эту работу выполняют художники-реставраторы Московской межобластной СНРПМ под руководством художника-реставратора высшей категории С. В. Кузнецова. Бригада Кузнецова применяет иную методику закрепления живописи, чем в Спасо-Преображенском соборе. ...Художники-реставраторы разработали методику закрепления живописного слоя, сходную с методикой её создания. Они не применяют сополимеров, работают в основном с осетровым клеем».

    * Специальная научно-реставрационная производственная мастерская.

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.


    .
    Источник: Сердоболь. Городской альманах. — 2013. - № 13/14. С. 41.
  • Оценка Никольской церкви

    Никольскую церковь по праву можно считать одним из самых замечательных сооружений на острове Валаам и выдающимся произведением в творчестве Горностаева. Она является одной из этапных построек архитектуры «русского стиля» середины XIX века, заслужившей вы­сокую оценку русского критика В. В. Стасова...

    Источник: Т. Л. Левиаш. Валаам. Путеводитель. – Петрозаводск, Карелия, 1989.

Никольский храм в живописи и графике

Рассвет и ``мерзость запустения``

Исторические изображения

Литографии, живопись, графика, фотографии Старого Валаама и из финского архива,
а также реставрационные фотографии.
XXI век

Современный вид

Современные фотографии и работы художников

Экстерьер

Детали

В живописи

Эта страница будет позже дополнена администратором. Если Вы хотите помочь с другими страницами, загляните в раздел "Помощь сайту".
Комментарии, жалобы и пожелания относительно этой страницы, Вы можете оставить ниже.

Статьи по теме

Т. Л. Левиаш о становлении “русского стиля”, К. А. Тоне и А. М. Горностаеве

,

, , , , , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш об истории строительства скита Всех Святых (ч. 3 из 4)

, , , , , , , ,

Т. Л. Левиаш о Центральной усадьбе: лестница, стела, Знаменская часовня, свечная лавка

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Часовня всех Валаамских святых. О проекте строительства.

, ,

, , , , , , , , ,

comments powered by HyperComments